С 2019 года в стране количество ДТП с участием электросамокатов возросло более чем в сорок раз. Об этом сообщил спикер Государственной Думы Вячеслав Володин, ссылаясь на статистику. Если в начале распространения кикшеринга каждый инцидент был особенным, то теперь проблема стала массовой: пешеходов часто сбивают, а "пилоты" электросамокатов получают травмы. Недавнее происшествие в Москве, где водитель электросамоката сбил и скрылся, вызвало обсуждение. Пятилетнему ребенку потребовалась госпитализация.
С начала марта этого года вступили в силу поправки к ПДД, устанавливающие правила движения на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности (СИМ). За нарушение этих правил предусмотрены штрафы, хотя не такие значительные, как для водителей автомобилей. Однако это не улучшило обстановку на дорогах.
В Красноярске можно встретить тех, кто использует электросамокаты с защитным снаряжением: шлемами, наколенниками, налокотниками. Однако лишь немногие заботятся о своей безопасности, чаще всего двигаясь по дорогам и тротуарам без минимальной защиты на арендованных аппаратах. К сожалению, в прокате не предоставляют ни шлемов, ни даже перчаток и очков.
Многие не имеют опыта управления электросамокатами и арендуют их просто для прогулок. Часто они передвигаются на самокатах вдвоем или втроем, что видно в любое время пик или выходные на главных улицах. Использование самоката в перегруженном состоянии делает его практически неуправляемым, что увеличивает вероятность падения, получения серьезных травм и нанесения ущерба другим людям.
С начала года сотрудники ГИБДД зарегистрировали более ста случаев травмирования людей при использовании средств индивидуальной мобильности. Только на острове Татышев в Красноярске зафиксировано 20 ДТП с участием СИМ.
Владимир Дудкин, начальник отдела по пропаганде безопасности дорожного движения Госавтоинспекции Красноярска, поделился, что наиболее распространенные нарушения (помимо движения вдвоем или втроем) включают использование гаджетов во время движения, переезд через пешеходные переходы без снижения скорости и наезд на пешеходов на тротуарах и в других зонах для прогулок. Важно помнить, что для пешеходов и водителей электросамокат всегда появляется в поле зрения неожиданно.
Даже если кажется, что вас заметили, в большинстве случаев это не так. К счастью, смертельных случаев в летний период с участием управляющих электросамокатами не зафиксировано, однако переломы и серьезные травмы являются частыми последствиями неосторожного вождения на средствах индивидуальной мобильности.
В полиции дорожной безопасности предупреждают: перед тем как арендовать электросамокат, важно ознакомиться с правилами и освоить навыки управления. Ведь не приходит в голову здравомыслящему человеку садиться за руль автомобиля, не имея никакого опыта вождения. То же самое относится и к электросамокатам, стоит начать с тренировок на безлюдном участке: изучить начальные навыки движения, ускорения, поворотов и торможения. Кроме того, важно помнить: если действия управляющего средством индивидуальной мобильности привели к помехам для движения транспорта или нанесли легкий или умеренный вред здоровью человека, ему грозит штраф в размере от 500 до 1 500 рублей.
Недавно было проведено совещание автоинспекторов с предпринимателями, предоставляющими услуги по аренде электросамокатов на острове Татышев. В ходе этого совещания было напомнено о запрете выдачи электросамокатов пьяным и несовершеннолетним без сопровождения взрослых. Предприятиям проката также рекомендовано предоставлять клиентам защитное снаряжение.
Теперь давайте обратим внимание на самих себя. Если вы хоть раз арендовали электросамокат, вам выдавали защитный шлем? Или вы сами задумывались об этом? А что делать, если вы берете самокат в прокат через приложение кикшеринга, где нет возможности получить защитное снаряжение?
Следует признать, что, несмотря на изменения в законодательстве, данная область до сих пор слабо регулируется. Многие нарушители остаются безнаказанными. Как вы себе представляете патрульное авто, движущееся по тротуарам и дворам в поисках нарушителя, управляющего электросамокатом? Конечно, некоторых нарушителей удается поймать и наказать, но далеко не всех.
Как использование средств индивидуальной мобильности (СИМ) регулируется в разных странах?
-
Сингапур:
- Разрешено движение на электросамокатах только по велосипедным дорожкам.
- Штраф за нарушение этого правила составляет 2 000 сингапурских долларов или три месяца лишения свободы.
-
Япония:
- Необходимо иметь водительское удостоверение, позволяющее управлять мопедами и мотороллерами с двигателем до 50 куб. см.
- Электросамокаты должны быть зарегистрированы в полиции и оснащены соответствующими средствами безопасности.
- Штраф за нарушение правил может составить до 50 000 иен, а в некоторых случаях — тюремное заключение до трех месяцев.
-
Китай:
- Электросамокаты не популярны, предпочтение отдается велосипедам, мопедам и электроскутерам.
- Для аренды СИМ водитель должен быть старше 16 лет.
-
Нидерланды:
- Использование электросамокатов разрешено только на частных участках, запрещено на общественных дорогах под угрозой штрафа в 360 евро и конфискации транспортного средства.
-
Великобритания:
- Использование личных электросамокатов вне частных земель запрещено; разрешено только на арендованных СИМ, которые доступны на специальных станциях.
-
США:
- Регулирование движения электросамокатов осуществляется на уровне штатов, округов и муниципалитетов.
- В разных местах США может быть разное отношение к использованию электросамокатов, в некоторых районах они разрешены, а в других — запрещены.
-
Республика Корея:
- Использование электросамокатов разрешено обладателям водительских прав с 16 лет.
- Предусмотрены штрафы за нарушения, такие как езда без шлема, езда в нетрезвом состоянии и другие нарушения.
Каждая страна разрабатывает свои правила и штрафы для регулирования использования электросамокатов в соответствии с местными условиями и потребностями безопасности.